Rambler's Top100
Петербургский театральный журнал

№ 32

2003

Петербургский театральный журнал

 

Книга о Фореггере

Александр Ряпосов

Книга о Фореггере

Чепалов А. И. Судьба пересмешника, или Новые странствия Фракасса: Театральный роман-исследование. Харьков, 2001.

Театральный роман-исследование — так автор книги, Александр Чепалов, определил жанр своей работы — охватывает творческий путь Николая Михайловича Фореггера (1892—1939) целиком, во всех ипостасях проявления его многогранного таланта режиссера, балетмейстера, теоретика искусства, литератора наконец. Впервые сведена воедино деятельность Фореггера в театрах малых форм, на экспериментальных сценах и на подмостках театров оперы и балета, в оперетте, на эстраде и в кинематографе.

Поражает география сценических работ Фореггера и причудливый характер странствий этого, по мнению А. Чепалова, новоявленного капитана Фракасса: Киев, Москва, Петроград, Москва, Воронеж, Москва, Ленинград, Москва, Харьков, Киев, Ногинск, Куйбышев — и это все стационарные площадки, гастрольная деятельность требует отдельного разговора.

Достойно внимания далекое от полноты перечисление мест его службы: «Интимный театр» в Киеве, Камерный театр А. Я. Таирова, «Кривое зеркало», «Театр Четырех масок», «Свободный театр» в Воронеже, Мастфор — Мастерская Фореггера, киностудия «Севзапкино» (впоследствии «Ленфильм»), Театр современной буффонады, театры оперы и балета в Харькове, Киеве и Куйбышеве… Книга А. Чепалова дает представление не только о таких знаменитых постановках Фореггера, как «Хорошее отношение к лошадям», «Танцы машин», пародийном номере «Черный лебедь», но и о работах, ранее никогда не попадавших в сферу научных изысканий.

Сила «театрального романа-исследования» А. Чепалова — в комплексном и целостном подходе к изучению жизни и творчества Фореггера. Слабость — в жанровом решении книги как таковом: роману о Фореггере не хватает романа, исследованию — исследования. В качестве романа здесь выступает беллетризованная летопись жизни Фореггера, дающая обрамление основной части текста: одиннадцать глав из шестнадцати представляют собой собственно театроведческое исследование со всеми присущими ему атрибутами: доминирующим стилем изложения материала и научным аппаратом, состоящим, помимо примечаний, из четырех приложений — это «Воспоминания соратников Фореггера», «Работы Фореггера, опубликованные в сборниках и периодической печати (1 914-19-37)», «Авторские публикации по теме „Жизнь и творчество Фореггера“», «Мемориальные мероприятия, посвященные Н. М. Фореггеру».

Большой объем книги отводится А. Чепаловым для того, чтобы вписать деятельность своего героя в социально-политический и театральный контекст соответствующего времени. Автор романа-исследования намечает основные направления в изучении творчества режиссера и балетмейстера: Фореггер и традиционализм; Фореггер и футуризм; Фореггер и опыты в сфере эксцентризма ФЭКСов, С. М. Эйзенштейна и др.; Фореггер и левый фронт искусств; Фореггер и экспрессионизм — однако законы и память жанра не позволяют вести исследование проблемно (ведь основной стержень книги — судьба героя, обстоятельства жизни в жизни и жизни в искусстве), а порой и провоцируют автора на досадные сбои со стилистики научной — на стилистику журналистскую, причем часто — перестроечного характера. Подобные издержки, впрочем, никак не перевешивают перечисленные выше достоинства работы А. Чепалова, к которым следует прибавить еще одно — книга прекрасно иллюстрирована.

Октябрь 2002 г.
Предыдущий материал | Оглавление номера | Следующий материал
© «Петербургский театральный журнал»
ptzh@theatre.ru