Rambler's Top100
Петербургский театральный журнал

№ 39

2005

Петербургский театральный журнал

 

Театр - люди, годы, жизнь...

Елена Третьякова

Художники сцены / Автор вступительной статьи, биографических описаний, составитель Л. С. Овэс. СПб., 2004.

Художники театра не избалованы издательским вниманием — так, чтобы публиковали их эскизы к спектаклям, макеты, наброски… Бывает, мелькнут один-два снимка на страницах специальных журналов, или, если повезет, выйдет монография — тогда только. На непросвещенный взгляд вся эта работа лишь предварительный этап для осуществления главного — спектакля. Но спектакли недолговечны, они существуют считанные часы театрального вечера, чтобы с закрытием занавеса уйти в небытие. Получается, что сотни листов зарисовок, проработок, поисков образа оседают в архивах, изредка появляясь на выставках лишь в малой своей части. Они как бы не существуют… И при этом они часто сами по себе — произведения искусства, свидетельства времени, отбушевавшей жизни спектакля, и в них оживает театральное прошлое — замечательное, великое прошлое. Об этом думаешь, листая книгу «Художники сцены. Наследие Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского», выпущенную в свет информационно-издательским агентством ЛИК. Это издание является продолжением публикации работ, посвященных истории театра, который часто по-прежнему называют Малый оперный или МАЛЕГОТ и который многие годы носил звание «лаборатории советской оперы». Тем, кто здесь ныне работает, есть чем гордиться, есть о чем вспомнить и поведать читателям. В этом смысле столь активная издательская деятельность (а книги выходят по заказу театра, инициируются литературной его частью во главе с Е. Б. Амербикян) уже сегодня не может быть не оценена по достоинству.

Книга, как принято говорить, богато иллюстрирована. Действительно богато — около двухсот эскизов в цвете. Это целый мир образов, линий, цветовых решений, за которым проступает в зримых очертаниях реальная, осязаемая, не только в словах воссозданная жизнь театра с момента его открытия в 1918 году и до 1980-х (последние два десятилетия не представлены — они доступны зрителю, приходящему на спектакли и, как сказано в ?предисловии, явятся поводом для последующих публикаций). Для того чтобы весь этот массив материалов отобрать, выстроить, прокомментировать, воплотить на страницах издания, потребовался огромный труд. Он проделан Любовью Овэс — составителем, автором вступительной статьи и биографических описаний — с большой тщательностью, профессиональным знанием дела, хорошим вкусом. И с любовью. С любовью к своим героям, способным по?грузить в зримо воплощенный мир звуков, которыми наполнен музыкальный театр, а теперь и книжные страницы.

По отношению к каждому из двадцати трех персонажей, кому посвящены специальные разделы, нашлись слова достаточно емкие и точные, в которых без ложного пафоса и восторгов выявляется индивидуальность художника, рисуется в фактах его творческая биография, дается представление о почерке, о месте, которое он занимает в общем ряду, о значении им сделанного, часто вне зависимости от количества выпущенных на сцене МАЛЕГОТа спектаклей (у кого-то на счету один-два — как у Ю. Пименова, С. Юнович, А. Тышлера, Г. Руди, Л. Чупятова, у кого-то — десятки, как у М. Бобышова, Т. Бруни, В. Дмитриева, М. Щеглова). Цепочка имен выстроена по хронологии — от К. Коровина и А. Головина до З. Аршакуни — и по значению в формировании изобразительного языка, театральной лексики не только Малого оперного, но отечественного театра в целом. Это намерение отчетливо читается в самом способе отбора имен. И еще читается желание восстановить историческую справедливость, воздать должное тем, кто по тем или иным причинам оказался вне сферы постоянного внимания — например, П. Ламбин, или Б. Эрбштейн, или М. Григорьев, или Г. Мосеев.

Биографические справки занимают одну-две колонки и вроде бы представляют собой набор фактов, иногда известных, иногда по крупицам собранных, специально найденных, которые по определению должны быть сухими и строгими. Но они порой так красноречивы, за ними встают судьбы иногда столь драматичные, что автора никак не упрекнешь в сухости — и изложения и отношения. Скупые строчки справок читаются с не меньшим увлечением и дают не меньше информации, нежели основная вступительная статья, которая внушительна по размеру и закономерно открывает книгу.

Сочетание двух крупных разделов — собственно истории Малого оперного с точки зрения развития театрально-декорационного искусства и раздела биографий — верно избранный ход. Такая структура книги, такой способ подачи материала придают изданию содержательный объем, панорамность взгляда, вбирающего в себя общее и частное, обобщение и конкретику.

«Художники сцены» — пиршество для глаз, но и пища для размышлений о сменах театральных и общественных эпох, о Времени, об Истории…

Из замечаний — укажу на досадную мелочь: вероятно, из желания уважить каждого персонажа в книге даются два инициала перед фамилией, причем почти при всяком упоминании, чего обычно не делается. И это, увы, множит ошибки — на с. 14 читаем Н. И. Ушин, на с. 15 — Н. Н. Ушин, на с. 23 А. А. Арапов, на с. 14 А. В. Арапов, на с. 24 в одном и том же абзаце Штрассенбург появляется то как К. С., то как С. К. Досталось даже В. И. Немировичу-Данченко — он на с. 76 указан как В. Н. Поэт Борис Корнилов возникает на с. 34 с инициалом Н., режиссер Эммануил Каплан мелькает на той же странице под буквой И. В книге есть два указателя — театральных работ и иллюстраций, что, безусловно, идет на пользу читателю. Но принцип отбора театральных работ художников помимо МАЛЕГОТа остается непроясненным.

Елена Третьякова
Февраль 2005 г.
Елена Третьякова

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник РИИИ, зав. сектором источниковедения, доцент СПГАТИ, оперный критик, редактор ?Петербургского театрального журнала?. Печаталась в журналах ?Театр?, ?Музыкальная жизнь?, ?Советская музыка? (?Музыкальная академия?) ?Петербургский театральный журнал?, научных сборниках, в центральных и петербургских газетах. Живет в Петербурге.

Предыдущий материал | Оглавление номера | Следующий материал
© «Петербургский театральный журнал»
ptzh@theatre.ru