Rambler's Top100
Петербургский театральный журнал

№ 45

2006

Петербургский театральный журнал

 

В зеркале фестивалей

Катерина Берт

Первое мое знакомство с детским датским театром произошло в сентябре 2005 года. Тогда в числе девяти студентов Театральной академии при финансовой и организационной поддержке Совета Министров Северных стран и АССИТЕЖ мне довелось стажироваться в одном из самых успешных театров Дании «Moellen» («Мельница»), а также посетить фестиваль в городе Хорсенсе. Увиденное заставило посмотреть на детский театр другими глазами и вернуться в Данию уже на более крупный фестиваль, который проходил в апреле 2006 года в городе Ньюкобинг Фалстер.

Дания — скромная по российским меркам страна — имеет сегодня, пожалуй, самое большое число детских театров в Европе. А всего четверть века назад залы местных ТЮЗов были полупустыми. На больших площадках игрались в основном спектакли для взрослых. Что же помогло выйти из кризиса? Первое и главное — государственная политика, нацеленная на воспитание молодого поколения. Тогдашнее правительство не побоялось систему детского театра построить заново. Большие площадки были закрыты и упразднены, несмотря на то, что сотни детских актеров остались без работы. Расчет был на естественный отбор: те, кто действительно был предан делу, занимался творчеством, остались и начали организовывать частные небольшие театральные труппы-группы. Эти театры обрели финансовую поддержку на государственном уровне, хотя, конечно же, не все: чтобы получить дотацию, необходимо было раз в три года выигрывать конкурс (на этот срок дается грант). Критиков, экспертов и практиков театра объединили в Ассоциацию детских театров. Эта организация занялась упорядочиванием, структурированием и контролем этих новообразований. Наиболее успешные театры получали не только деньги, но и свои площадки. Иметь «собственный дом» считалось и считается до сих пор очень почетным. Это право заслужили немногие — вне зависимости от числа сотрудников в стационарном театре (оно, как правило, не превышает десяти человек, включая административную группу). В основном подобные театральные труппы имеют лишь свою репетиционную базу, а работают, так сказать, «on tour», по-нашему «на колесах», то есть постоянно гастролируют по Дании (в том числе играют на площадках стационарных театров), а если повезет — по другим странам мира.

Сейчас число датских детских профессиональных театров достигло девяноста, и оно постоянно растет. Все эти группы не только конкуренты в борьбе за зрителя, но и участники общего театрального движения. Особенно дух единства ощущается на фестивалях. Они проводятся раз в полгода. Первый — всегда в конце третьей недели сентября в Хорсенсе, второй идет всю неделю в апреле и каждый раз в новой части Дании. Фестивали — это своеобразная театральная ярмарка. Коллективы представляют на суд зрителей, а точнее, «на продажу» свои новые спектакли. Главными покупателями становятся директора различных образовательных и культурных заведений, формирующие афишу спектаклей, которые будут играться на их площадках в течение полугода — до следующего фестиваля.

Минимальная стоимость детского спектакля 5 000 датских крон — приблизительно 24 000 рублей. Эту сумму приглашающая сторона должна заплатить, чтобы увидеть данное произведение искусства на своей площадке. И именно от того, сколько раз купят спектакль, будет зависеть финансовое благополучие театра на ближайшие полгода. Это фонд, из которого складывается зарплата сотрудников и постановочные. Театральный рынок Дании сегодня изобилует предложением. Есть безусловные фавориты гонки, есть и аутсайдеры, те, кто и на следующий фестиваль приедут с тем же спектаклем, не заработав на новый.

Возрастная градация — главное правило игры — соблюдается жестко и неукоснительно. И никого уже не удивляют педантичные надписи: этот спектакль для детей от 0 до 2, от 2 до 5, от 7 до 9 лет и т. д. Если в аннотации указано: от 8 и до … — значит, спектакль для семейного просмотра.

С ребенком нужно говорить о взрослых проблемах, потому что он тоже человек, испытывает те же чувства, только переживает их острее. Ему нужно помочь адаптироваться к реалиям действительности — вот основополагающие тезисы детского датского театра. Отсюда и тематика спектаклей: о любви и о том, куда она девается, почему разводятся родители; о смерти и о том, куда уходит человек и как научиться без него жить в этом мире; что такое дружба и кого можно считать настоящим другом и т. д. Несколько лет назад в Дании был создан обучающий проект под названием «Зеленый Дом», объединяющий современных драматургов пишущих для детей (несбыточная пока для России мечта). Он представляет собой постоянно пополняющуюся базу данных по всем детским пьесам. Пользоваться ею может любой театр. И если ребенка волнуют проблемы интернет- или наркозависимости, педофилии или эфтаназии, не сомневайтесь, драматургическая основа для спектаклей по этому поводу уже есть…

Современная тематика и экономические аспекты (спектакль нужно дешево и легко перевозить) влияют и на сценическое оформление, минималистическое, приближенное к жизни. Костюмы бытовые, в них можно «и в пир и в мир». Зато по части техники оформление датских спектаклей может вызвать зависть многих профессиональных «бэкстейджеров». Свет, звук, видеопроекции — все движется, меняется с молниеносной скоростью. Порой даже кажется, что актер уходит на второй план. Но нет, не всегда: интерактив, диалог со зрителем, его включенность в игру и в тему — главная особенность большинства детских спектаклей. Многие из них имеют размытый хронометраж — продолжительность будет зависеть от аудитории и, конечно же, от способности актеров реагировать на те или иные реплики, потому что не откликаться нельзя, потеряется самое главное — контакт с детьми. Импровизация — одна из значимых составляющих актерской игры в Дании. А еще интересно заметить, что, изображая детей, взрослые играют «по-взрослому» — проявляют уважение к своему зрителю, который так старается побыстрее вырасти.

Из огромного количества спектаклей, увиденных на двух фестивалях, особенно запомнилось несколько, отражающих, как представляется, общие тенденции развития современного датского детского театра.

Представление для детей от 3 до 9 лет — «Два монстра» (Noerregaards Teater). Незамысловатая история о двух монстриках, живущих на разных сторонах одной горы. Они никогда не виделись, но знают о существовании друг друга, слышат — что один играет на трубе, а второй на саксофоне. (Музыка — неотъемлемая часть всех детских спектаклей, актеры, как правило, играют на нескольких инструментах, поют и делают это вполне профессионально.) Монстрики, поспорив на тему, почему солнце встает утром, а ночью садится и куда оно девается, разрушают стену и начинают дружить. Соответственно и решено сценическое пространство. Сцена и зрители разделены на две части тряпичной горой. Зрителей рассаживают так, что одна половина зала видит только одного актера и слышит звуки, издаваемые другим. Дети не выдерживают, вскакивают со своих мест и бегут смотреть, что же происходит на второй стороне. В финале гора рушится, на обломках выстраивается своеобразный мостик, и детей одного за другим переводят в противоположную часть зала. Теперь они сидят все вместе.

Сценическое действие строится с учетом того, что рассаживают зрителей сами актеры, уже в гриме, в костюмах, но пока еще не в роли, не в образе. Они похлопывают детей по плечу, пожимают руки, обращаются к ребенку как к старому знакомому: «Привет, как дела, старина!» То же происходит и после окончания спектакля. Актеры не уходят со сцены, пока не уйдет последний зритель. Каждый может подойти, потрогать, поговорить. Как реагирует на это публика? Приходит еще, иногда несколько раз на один и тот же спектакль (чтобы посидеть с другой стороны горы, например) или на одного и того же любимого актера. Причем выбор этот ребенок делает самостоятельно.

Недавно образовавшийся театр «Carte Blanche» показал для очень узкого круга зрителей свой эксперимент под названием «Игра» («Leg»). Это действительно интерактивная игра, которая проходит в школе. А артистами, совершенно неожиданно для себя, становятся ученики одного класса, причем второго-третьего, не старше (по сути, это урок актерского мастерства, о чем дети и не подозревают). Участники делятся на три группы по четыре человека, каждая садится на свое одеяло. Руководит такой группой профессиональный актер. Сначала все вместе, в качестве «разогрева», они играют в прятки. Затем инструктор каждого «одеяла» задает «предлагаемые обстоятельства», придумывает историю, которую дети начинают воплощать пластически. Например, они играют в индейцев, плывут на каноэ, стреляют из лука, вытаскивают стрелы и помогают раненым. По мере включенности в игру, ребенок все больше втягивается, перестает стесняться и комплексовать. Сразу же среди детей выделяются лидеры, ведущие и ведомые. Процесс этот очень интересно наблюдать со стороны, но на самом деле на эти спектакли-уроки взрослые не допускаются, исключение было сделано лишь для участников фестиваля.

В год юбилея — 200 лет со дня рождения — национального героя Дании Ганса Христиана Андерсена театральная «Группа 38» («Gruppe 38») показала спектакль по мотивам самых известных его сказок «Тебе придется стать ангелом, Ганс Христиан!». В центре зала — большой стол, накрытый на шестнадцать персон. Свет выключен. Актеры в форме официантов объясняют, что в течение спектакля все должны ходить вокруг стола, не переступая белую линию на полу. Затем начинается «волшебство». Предметы на столе, без видимой помощи человека, приходят в движение. Что-то пишет гусиное перо, тщательно выводя на бумаге буквы, явно почерком Андерсена. По тарелке катится горошина, принадлежащая Принцессе. На глазах индевеет зеркало, вдруг разбивается фужер с шампанским — происки Снежной королевы. А рядом заливается трелями Соловей. На небольшом экране, прикрепленном к очередной тарелке, движется, то приближаясь, то удаляясь, голый мужчина — Король в своем новом платье. Все эти персонажи пришли на день рождения своего создателя. Спектакль-перформанс производит ошеломляющее впечатление не только на детей, но и на взрослых. Зрителям постановщики своих секретов так и не раскрыли. Под аплодисменты представили компьютерного гения, который и создал часть спецэффектов (а вот если заглянуть под стол, то там обнаруживаются три кукловода, создатели чудес).

Запомнились спектакли театра «Мельница» «Кармен» по мотивам оперы Бизе и произведения Мериме, а также «Шелк» по роману итальянца Александра Баррико. В первом спектакле мужское трио виртуозно исполняло как мужские, так и женские роли. Во втором то же самое проделывал женский ансамбль. Смотрелись оба спектакля на одном дыхании, и языковой барьер не мешал. Кстати, я присутствовала на спектакле «Кармен», выкупленном детской спортивной школой (билеты на такие спектакли не поступают в продажу). После окончания состоялась встреча зрителей и актеров и часовая дискуссия на тему «Сходство труда актера и спортсмена». Так было в два часа дня, а уже в восемь зал заполнила совершенно другая публика — взрослая. Следовательно, поменялись акценты и атмосфера спектакля, некоторые сцены стали играться более откровенно, с пикантным юмором — чего и в помине не было на дневном показе. Так исполнители реагируют на изменение состава аудитории, прислушиваются к требованиям своего зрителя. В этом им помогает еще одно ноу-хау датских театров — на последней страничке программки вы найдете анкету, которую можете заполнить и опустить в специальный ящик после окончания спектакля. Мнения зрителей постоянно собираются, обрабатываются, анализируются, учитываются.

Кукольный спектакль «Diva 2» театра «Sofie Krog Teater» — это «театр в театре», «театр из чемодана». Выступает Дива в кабаре, а за кулисами Профессор ставит опыты, чтобы стать настоящим человеком, а не кукольным. Семь сцен и семь героев. Все движется, открывается, закрывается в быстром темпе, и управляет этим всего один человек.

«Uppercut Danseteater» — молодой, но уже титулованный датский коллектив. Действие спектакля «Твист» происходит на дискотеке или в ночном клубе. Барная стойка, напитки, сцена — здесь встречаются четверо. Две девушки, двое парней. И начинается история дружбы, любви, ревности, мести. Драки, любовные объяснения и брэйк-данс. Все это зрелище приводит молодую публику в неописуемый восторг.

Подведем итоги. Датский опыт, несомненно, является интересным и поучительным для российских детских театров. О появлении в России «культа ребенка» остается только мечтать. Среднее количество детей в датских семьях — трое. У нас показатель смертности превышает показатель рождаемости. «Дети — наше будущее» — не банальный тезис, а основа государственной политики Дании. В нашей политике проблема «материнства и детства» занимает явно не лидирующие позиции… Остается «сеять разумное, доброе, вечное», творить, разговаривать с маленьким человеком на равных, помогая ему адаптироваться к сложному и запутанному взрослому миру. Главное не пускать ситуацию на самотек, не давать ребенку замыкаться в себе, в своих проблемах и комплексах. «Диалог с аудиторией» — первоочередная задача детского театра Дании — вполне под силу и нашему искусству…

Сентябрь 2006 г.
Катерина Берт

аспирантка театроведческого факультета СПГАТИ. Печаталась в «Петербургском театральном журнале», «Театральном Петербурге». Живет в Петербурге

Предыдущий материал | Оглавление номера | Следующий материал
© «Петербургский театральный журнал»
ptzh@theatre.ru