Rambler's Top100
Петербургский театральный журнал

№ 45

2006

Петербургский театральный журнал

 

История клоуна, или Ноу-хау ?Цирка дю Солей?

Майя Праматарова

Дорога на остров Рандалс проходит через мост Трайборо, там надо перестроиться и развернуться, но я не могла выйти на правильную полосу и долго ехала по кругу. Проезжая в очередной раз через мост, ощущала себя как в неком лабиринте между Манхэттеном, Бронксом и Квинсом — мое «Кортео» (итал. процессия, шествие) началось задолго до гонга спектакля. Очередной круг вывел машину на нужную дорогу, и перед глазами сразу появились желто-синие ленты шапито канадского «Цирка дю Солей».

Его премьерный спектакль «Кортео» — это предсмертные видения клоуна. Повествование ведет зрителя по дуге от драки подушками, решенной как виртуозная акробатика на батутах-кроватях, к познанию греха — три ангела спускаются с небес на смертный одр, теряют белые одеяния и, поднимаясь внутри светящихся хрустальных люстр в нижнем платье, переводят действие в мир кабаре.

«Кортео» — это путешествие от материально-телесного низа к буквально возвышенным сферам. Душа клоуна летит навстречу людям-планетам, вращающимся в обручах. В пространстве между реальностью и смертью появляются лилипуты и великаны, горизонтально балансирующие в воздухе люди, ангелы, земные и неземные твари, как будто сошедшие с полотен Лотрека, Шагала или художникoв-наивистов. Карнавальная процессия, сопровождающая переход души в иные миры, появляется на мосту, протянутом вдоль сцены, — может быть туда их вывела дорога к кладбищу, а может, это мифическая река и музыкант сверху — ангел, прилетевший за артистом. Каждый из участников этой процессии анонимен до той поры, пока сознание умирающего клоуна не «высвечивает» его лицо, и тогда с иронией разыгрываются классические эпизоды «театра интимо» человеческой жизни или раскрываются тайны театральной кухни.

История клоуна расказана разноообразными средствами — от театра марионеток спектакль переходит к комедии дель арте и клоунаде. Юмор прерывается зонами высокой поэзии, и карлик Валентина начинает парить высоко над сценой, поднятая большими, накачанными гелием шарами. Великан, как иллюстрация к Джонатану Свифту, слегка ее придерживает, чтобы потом отправить в сторону публики. Зрители — соучастники карнавально-траурной процесии проводов клоуна в небесную обитель — сидят с обеих сторон длинной, как подиум, сцены, и их зеркальные реакции умножают энергию артистов. Неожиданно Валентина начинает говорить по-русски — актеры из России преобладают в этой знаменитой трупе, среди них в начале 1990-х был и Вячеслав Полунин.

Кроме мимов, клоунов, танцоров, музыкантов, артистов цирка, в «Дю Солей» работают и спортсмены, но они прекрасно понимают, что их индивидуальные успехи и умения, когда-то приносившие им призы и медали, должны сочетаться с актерским мастерством. Превратить спортсменов в артистов было первой заботой и режиссера «Кортео» — Даниэле Финци Паска, клоуна, человека театра, одного из организаторов феерической церемонии закрытия Олимпийских игр в Турине. Важнейшей его задачей было сделать из этих талантливых людей труппу, создающую единый образ. Репетиции шли до премьеры, идут и теперь, несмотря на успехи спектакля в Канаде и в Нью-Йорке. На сравнительно раннем этапе к работе были подключены и композиторы. Разнообразная по характеру живая музыка сопровождает все действие, а финал идет под звуки органа — кранавально-похоронные проводы завершились, душа клоуна на велосипеде вознеслась в невидимую даль, а зрители с легким сердцем устремились к машинам. Привкус ностальгии и старого костюмного театра всегда оставляет надежду…

Я даже не пыталась выяснить, сколько лет живут старые спектакли «Цирка дю Солей». О лас-вегасском по имени "О", который идет только в водной среде, ходят легенды, такие уже сочиняются и о «Кортео», виртуозно освоившем другую стихию — воздушную. Ноу-хау «Цирка дю Солей» — в сочетании театральной европейской традиции, спортивного и сценического мастерства с высокими цирковыми технологиями. При этом «Цирк дю Солей» функционирует как международная корпорация. Параллельно спектаклям и репетициям в цирке налажено производство изделий с его брэндом — от маек и сувениров до масок, дисков, книг, альбомов. Спектакли этой мультикультурной труппы живут и развиваются по законам рынка, но остаюся при этом настоящим искусством, сохраняя самую суть цирка со всей его красочной карнавальностью и ощущением, что только захоти — и полетишь!

Июнь 2006 г.
Майя Праматарова

кандидат искусствоведения, драматург национального Народного театра Болгарии им. Ивана Вазова, преподаватель театрального департамента Нового болгарского университета, издатель и главный редактор альманаха искусств Et cetera, составитель и автор книг, газетных и журнальных статей по проблемам театрального искусства, переводчик пьес, книг, учебников. Живет в Софии.

Предыдущий материал | Оглавление номера | Следующий материал
© «Петербургский театральный журнал»
ptzh@theatre.ru