Rambler's Top100
Петербургский театральный журнал

№ 46

2006

Петербургский театральный журнал

 

?Если друг оказался вдруг??

Анна Кислова

Ученики Камы Гинкаса все разные. По-моему, он их хорошо учил. Например, если бы меня спросили, чья ученица Ирина Керученко, привезшая на фестиваль «Ученики мастера» спектакль «Гедда Габлер», я бы с закрытыми глазами, не задумываясь, ответила, что Камы Гинкаса. Та же интеллектуальность, интеллигентность, тот же рационализм, доходящий до несвободы. Но уже без страха перед разнообразием бытия. Что такое школа, как не личность педагога со всеми вытекающими отсюда последствиями?

Но научил хорошо — а уж дальше каждый по-своему. Например, Роберт Олингер — очень хороший ученик Гинкаса, с привычкой анализировать, хорошим вкусом (я говорю на основании фестивального спектакля «Тонкие благородные газы»). Но свобода, присутствующая в этом спектакле, видимо, черта его личности. Может, потому что в Америке живет. Это ведь очень важно, где ты вырос и какой вдыхал воздух. У него теплый спектакль с человеческой температурой, чудесными актерскими работами, после которого улыбаешься и радуешься тому, что ты человек.

Не могу не вспомнить и про «Патефон» Максима Кальсина. Он защемил какой-то нерв в нас, и все время чуть-чуть больно. Поверьте, дело не в сюжете и не во всей этой истории, а в режиссере, ибо история могла стать противной, слащавой и глупой, а получилось наоборот.

Многое вспоминала я, «глядя задумчиво» на сцену, где шел спектакль «Отелло» еще одного ученика Гинкаса Антона Коваленко. Вспомнилось, как мой маленький сын играл в пиратов и ходил с картонным кинжалом. Как три девочки в любимой книге детства «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн представляли написанную для домашней сцены пьесу «Три рыцаря» и главная героиня, играющая Рыцаря Печального Образа, выйдя на сцену, сказала: «Я Пецарь Рычального Образа».

Вспомнился гениальный спектакль самого Камы Гинкаса в Красноярском ТЮЗе в 1970-е под названием «Гамлет», где метался по сцене рвущий душу Гамлет, юный мальчишка (замечательный артист Александр Коваленко), как мы в дни нашей неприкаянной юности, и не вписывался никуда. С комом в горле все затихали, когда Гертруда мыла его в тазу.

Спектакль «Отелло» поставил сын того Гамлета из Красноярского ТЮЗа, Александра Коваленко, — Антон Коваленко. Вот такая генетика.

Этот спектакль являет юность, хотя режиссер и актеры не такие уж дети. В чем это выражено? В энтузиазме? Безусловно. В том, что Отелло очень молод и немножко похож на «Пецаря Рычального Образа» (есть картина Врубеля «Гамлет и Офелия», где они оба — такие пастозные пухловатые дети). Этот Отелло — сумрачный мальчик, немножко из той пьесы в детской книжке.

Спектакль, как у многих молодых, про «тусовку». И Яго, и Отелло, и Кассио — одна компания, с ними еще какие-то неизвестные ребята. И хотя тюрьма, как известно, Дания, а здесь дело происходит на Кипре, у всех одинаковые железные кружки, как в тюрьме или колонии для несовершеннолетних. И девчонки Дездемона и Эмилия из той же тусовки. Эмилия побойчее, Дездемона немного недотрога.

Здесь по-юному — первая любовь, первое товарищество, первая измена. Вот так все вместе дружили и с девчонками, и друг с другом. А тут друг предал.

Они много поют и танцуют, потому что мы тут, все вместе, ребята, держимся за руки и не хватает только Димы Билана.

Антон Коваленко — культурная личность. Он много повидал спектаклей, он сын актера, он попытался сделать шекспировское шоу.

Когда начинает волноваться «синее море» (и раз, и два, и три!), откуда приплыл Отелло, вспоминается фильм Козинцева. И здесь — кожа, железо, дерево, ткань, помосты, литавры. Всяческая фактура, в том числе музыкальная.

Спектакль — немножко новогодняя елка для старшего школьного возраста. Между тем у режиссера есть чувство трагического (его предыдущий спектакль «5 — 25» вполне это подтверждает), есть культура, чистота отношения к профессии.

«Гамлет» Камы Гинкаса 70-х был про прерванную дружбу. Здесь про то же. В другое время, на другом уровне, в другую эпоху. Но тема та же: «Если друг оказался вдруг…».

Декабрь 2006 г.
Анна Кислова

театровед, лектор «Петербург-концерта». Печаталась в московской и петербургской периодике, журнале «Балтийские сезоны». Живет в Петербурге.

Предыдущий материал | Оглавление номера | Следующий материал
© «Петербургский театральный журнал»
ptzh@theatre.ru