Rambler's Top100
Петербургский театральный журнал

№ 51

2008

Петербургский театральный журнал

 

Портреты с комментариями

Т. Кузовлева

Красногорская И. К. Петербургский Фигаро и его звездное окружение: Из истории русского театра и журналистики второй половины XIX века. Рязань: Издатель Ситников, 2007.

В Рязани вышла вторая книга, посвященная Сергею Николаевичу Худекову (1837—1928). Сам по себе факт примечательный и достойный восхищения. Название первой книги «Тень Никии в Ерлинском парке» требует пояснения: Худеков являлся автором либретто балета М. Петипа «Баядерка», в котором тень возлюбленной Никии являлась герою во сне. Ерлинский парк — тоже детище Худекова, он вкладывал немалые деньги в устройство дендрариев в Сочи и в селе Ерлино Рязанской губернии, где было его имение. Если первое издание — это портрет самого Худекова, соединяющий подлинные факты с художественным вымыслом, то второе — «Петербургский Фигаро» — посвящено преимущественно его окружению. Свыше двухсот имен предстает на 550 страницах обзорного исследования из истории русского театра. Структура книги — множество маленьких глав, что, безусловно, оправданно, поскольку круг интересов, а соответственно, и общения Худекова был чрезвычайно широк.

Худеков рано увлекся театром, будучи молодым офицером, начал печататься в петербургских изданиях «Новое время», «Голос», «Петербургский листок», «Досуг и дело» под псевдонимами «Жало» и «Жорж». Сочинял пьесы — «Петербургские когти», «Герои темного мира», «Кассир», «От безделья», «Передовые деятели», «В чем сила?», «Вечный жид». Они с успехом шли на императорских и провинциальных сценах. Он автор романа «На скамье подсудимых» и любопытного очерка «Балетный мирок». В 1871 году отставной майор Худеков купил «Петербургскую газету» и 25 лет был ее издателем. Незаурядные способности публициста и менеджера сделали газету доходным и любимым петербуржцами изданием. Худеков печатался под псевдонимом «Фигаро», писал живо, ярко. Авторами «Петербургской газеты» были В. Соллогуб, Н. Лесков, Вас. Немирович-Данченко, Д. Минаев, А. Кугель, А. Чехов и многие другие. Н. А. Лейкин прослужил в газете два десятка лет как главный сотрудник литературного отдела. Все они возникают на страницах книги, и это не парадная портретная галерея, автор ведет увлекательный диалог со временем и его многочисленными героями. Особые отношения связывали Худекова с Чеховым, опубликовавшим более сорока рассказов в «Петербургской газете». Писательница Лидия Авилова была сводной сестрой жены Худекова. В скрещении событий, судеб и имен — главная занимательность книги.

Трудом всей жизни знатока и ценителя балета стал 4-томник «История танцев» с уникальным иллюстративным материалом. Это было первое со времени зарождения балетного искусства в России столь обширное издание по вопросам танца. К сожалению, в 1918 г. почти весь тираж книги сгорел во время пожара в типографии, которая располагалась во дворе худековского особняка на Владимирском, 12 (ныне там театр им. Ленсовета).

Худеков дружил с Петипа и считался соавтором нескольких сценариев его балетов, имел большую художественную коллекцию, собрание балетных раритетов — второе после Бахрушинского в Москве. В своем Ерлинском имении он создал питомник плодовых и декоративных растений, племенной конный завод, выращивал редкие породы коров, свиней, овец, редкую домашнюю птицу, в 1890 году на Всемирной выставке в Париже получил золотую медаль за свой усадебный комплекс.

На рубеже веков Худеков, передав газету сыну, продолжал печататься и занялся думской деятельностью, в частности входил в комиссию по празднованию юбилея Петербурга. Революция сломала карьеру, лишила газеты, недвижимости. Крестьяне разграбили имение. Свой век петербургский Фигаро скромно доживал в квартире на Пушкинской, 18.

Журналист, издатель, драматург, историк и критик балета, коллекционер и в то же время — незаурядный хозяйственник, сумевший не только заработать миллионы, но и с пользой для общества их тратить, сегодня С. Н. Худеков известен узкому кругу профессионалов. Между тем память о нем, человеке, внесшем немалый вклад в русскую культуру, достойна лучшей участи. Труд Ирины Красногорской этот долг потомков возвращает.

Татьяна Кузовлева
Предыдущий материал | Оглавление номера | Следующий материал
© «Петербургский театральный журнал»
ptzh@theatre.ru